02.08.2021

Выставка «Прибытие поезда. Станция Омск»

К 125-летию Западно-Сибирской железной дороги в Омском метропереходе возле библиотеки имени А.С. Пушкина открылась выставка под названием «Прибытие поезда. Станция Омск».

jrjVyEYuMnU.jpg

Десять художников со всей России представили свои работы в пространстве омского метрополитена, превратив его в цельный арт-объект, объединённый тематикой Западно-Сибирской железной дороги.

NXsFVDgYDnQ.jpg

CXyOJ4kGo5o.jpg

Для студентов и сотрудников ОмГУПСа наиболее интересна экспозиция «Богини железного пути», которая рассказывает об истории создания аллегорических статуй, расположенных на фасаде главного корпуса университета — «Путь», «Тяга», «Движение» и «Управление». Следует заметить, что креативные художники несколько изменили их облик — «одели» скульптуры, сделав их более скромными.

mbuILO5R1FM.jpg

YLoMGFNalt8 (1).jpg

На противоположной стороне композиции можно ознакомиться с биографией создателя богинь — художника-архитектора Владимира Францевича Винклера, вложившего душу во все четыре скульптуры.

Материалы для выставки предоставил наш университет, так как история бывшего здания Управления Омской железной дороги тесно связана с историей Западно-Сибирской железной дороги.

По словам заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» по Омскому территориальному управлению Евгения Сергеевича Ашмяги, присутствовавшего на открытии выставки, её обязательно должны посетить абитуриенты, которые желают связать свою судьбу с железной дорогой.

Каждую субботу в 16:00 медиаторы, молодые экскурсоводы, готовые провести экскурсию в нескучном формате, будут ждать посетителей выставки у диско-шара. Участие бесплатное.

Выставка будет работать круглосуточно и приветствовать новых посетителей до октября включительно, затем она будет перенесена на пригородный вокзал и станцию Омск-Пассажирский.


сканирование0001.jpg

Обратимся к истории. В 1915 году в Омск привезли около 14 тысяч пленных, большая часть из которых принимала участие в строительстве здания Управления Омской железной дороги. Это были австрийцы, чехи, венгры, хорваты — каменщики, штукатуры, лепщики, разнорабочие. Главной находкой, ценным приобретением для Омска стал талантливый чешский скульптор Владимир Францевич Винклер, получивший прекрасное академическое образование у себя на родине.

В Пражскую Академию художеств в мастерскую профессора Станислава Сухарды Франтишек поступил учиться после окончания школы. С 1908 года, получив диплом, Винклер начал самостоятельно заниматься творчеством. Но первая мировая война, разразившаяся в 1914 году, перевернула его дальнейшую жизнь. Он оказался на русско-германском фронте в должности штабного фотографа. В начале 1915 года Винклер попал в плен, чуть не погиб от казацкой шашки и вскоре оказался в далёком сибирском городе Омске в качестве военнопленного.

Сама судьба предоставила возможность выполнить в Омске художественные задачи, которые были поставлены при подготовке к возведению здания Управления дороги. Винклеру предложили подобрать из пленных способных помощников, и такой «подряд» был создан очень быстро. В бригаде помощников было около 50 человек. Работали с увлечением. Поляки и итальянцы занимались формовкой рельефов, чехи и румыны замешивали цементную массу, венгры готовили для лепки глину, взятую на берегу Иртыша.

Колоннаду над центральным входом в здание скульптор увенчал четырьмя аллегорическими статуями, символизирующими движущие силы железной дороги: «Путь», «Тягу», «Движение» и «Управление».

Статуя «Путь» опирается на тоннель, а на плече держит мощную кирку. «Тяга» касается рукой локомотива. «Движение» опирается на железнодорожную стрелку, в руках у неё фонарь. «Управление» или «Администрация» несёт кадуцей — жезл, обвитый змеями. Этих богинь Винклер лепил сам из пескобетона на 20-метровой высоте, стоя на строительных лесах. Поднятие бетонных скульптур высотой в два человеческих роста по тем временам представляло большую сложность, поэтому Винклер принял решение лепить их прямо на месте установки, используя рабочие модели этих статуй.

8058.jpg

По воспоминаниям очевидцев, были выстроены леса гораздо больше самого здания. Они заканчивались на другой стороне дороги. Всё дело в том, что был необходим покатый, строго под углом 30 градусов, склон, по которому наверх доставляли бетонную смесь. Скульптор набрасывал раствор на арматуры, установленные там же на высоте, ждал, пока материал немного подсохнет, и быстро лепил фигуры. Упростив решение технических задач, скульптор усложнил собственные, так как он был лишён возможности периодического обзора своих творений со стороны, что необходимо каждому художнику и скульптору при создании произведения.

Через много лет, 2 ноября 2012 года, в Омске на телеканале РЕН состоялся выпуск передачи «Высокий стиль», посвящённый жизни и творчеству Франтишека Винклера, где прозвучали слова: «Права на ошибку у Винклера не было, но работая в тяжёлых условиях, имея перед собой, как говорят специалисты, муравьиную перспективу и небольшой рабочий макет, он всё же допустил промах. Первая выполненная им скульптура «Движение» оказалась под угрозой падения». Однако талант, прекрасная школа и навыки, приобретённые в Академии художеств, помогли Винклеру исправить ошибку и великолепно выполнить работу. На парапете, служащем фоном для железнодорожных богинь, скульптор выполнил рельефную надпись в две строки: верхняя строка – «Управление» и нижняя – «1914 Омской железной дороги 1917». Это придавало всему пластическому решению фасада большую торжественность сродни триумфальным аркам императорского Рима.

Вот таким образом создавались величественные скульптуры, которые мы сейчас можем лицезреть не только на фасаде главного корпуса.


Возврат к списку