Сегодня ОмГУПС — учебно-научно-производственный комплекс с современной экспериментальной базой и опытно-экспериментальным производством, где решаются конкретные практические задачи развития технического прогресса и экономики в сфере промышленности, транспорта в Омском регионе.
Научно-техническая деятельность университета соответствует приоритетным направлениям, определенным Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, транспортной Стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, программами научно-технического развития ОАО «РЖД» по совершенствованию инфраструктуры и технических средств магистрального железнодорожного транспорта, программами энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», энергетической Стратегией холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», стратегией и перспективами социально-экономического развития Омской области, утвержденными указом губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93, а также направлениям развития промышленности и экономики страны в целом, и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».
Повышение эффективности научно-технической деятельности предполагает инновационное развитие ОмГУПСа как научно-производственного центра на основе проведения научных исследований полного цикла «исследование — разработка — изготовление — внедрение» по созданию наукоемкой продукции, конкурентоспособной в реальном секторе экономики, обеспечивающей повышение качества учебного процесса и приумножение интеллектуальной собственности; дальнейшего развития инновационной инфраструктуры с целью обеспечения становления ОмГУПСа в качестве опорного вуза отраслевой и региональной экономических систем.
Для этого необходимы:
- совершенствование системы мотивации участия научно-педагогических работников в научно-технической деятельности;
- расширение спектра направлений исследований для железнодорожной отрасли и заказчиков работ (в том числе участие в федеральных и ведомственных целевых программах и инвестпроектах);
- ориентация научных разработок на потребности региона, мониторинг и оценка потребностей хозяйствующих субъектов региона в прикладных разработках;
- обеспечение, с учетом новых показателей аккредитации университетов, мониторинга и повышения эффективности научной работы выпускающих кафедр до соответствующего уровня;
- формирование на договорной основе научных связей с институтами Российской академии наук и зарубежными вузами и научными центрами в целях использования результатов фундаментальных научных исследований в прикладных научно-технических разработках;
- поддержка сформировавшихся и создание новых научных школ, диссертационных советов;
- активизация работы по участию в конкурсах на получение российских и иностранных грантов на научные исследования;
- дальнейшее развитие научно-исследовательских и отраслевых научно-производственных лабораторий при ведущих кафедрах и научных школах;
- многосторонняя поддержка молодых преподавателей и ученых с целью их творческого роста и закрепления в вузе;
- широкое привлечение студентов к научным исследованиям, начиная с младших курсов, за счет повышения мотивации преподавателей и студентов;
- использование индивидуального обучения для особо одаренных студентов с последующим их обучением в аспирантуре и трудоустройством в ОмГУПСе;
- дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (научно-образовательные центры, малые инновационные предприятия и др.);
- проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, презентаций на базе университета, в том числе с участием зарубежных партнеров;
- развитие деятельности студенческих научных кружков, конструкторских бюро и т. п.;
- повышение удельного веса численности научно-педагогических работников и аспирантов, прошедших стажировку в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах;
- активизация работы по идентификации научных публикаций сотрудников в РИНЦ и международных системах цитирования;
- расширение участия в Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ассоциации международных отделов вузов стран Центральной и Восточной Европы.
Планируется:
- формирование планов договорных научно-технических работ на сумму не менее 130 млн. р. в год с достижением к 2019 г. уровня 180 млн. р.;
- издание не менее 20 монографий, публикация не менее 250 статей в ведущих журналах из перечня ВАК Минобрнауки России, входящих в РИНЦ, шести статей в зарубежных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus ежегодно;
- обеспечение эффективности аспирантуры не ниже 26 %;
- защита сотрудниками университета докторских и кандидатских диссертаций с целью выполнения требований по остепененности ППС;
- ежегодное издание четырех выпусков журналов «Известия Транссиба» и «Инновационная экономика и общество».
В 2015–2019 гг. планируется ежегодное проведение на базе университета не менее восьми научных конференций с изданием сборников материалов, обеспечение подачи 40 заявок ежегодно на изобретения и полезные модели.
Предусматривается реализация Программы научно-исследовательских разработок, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» от 10.12.2013, зарегистрированного в юридической службе дороги 18.12.2013 за Д-2043НОК/НЮ; создание при вузе региональных отраслевых центров научного сопровождения и мониторинга внедрения и эффективности использования новых серий подвижного состава и технических средств на железнодорожном транспорте.
Планируется расширение участия студентов, аспирантов и молодых ученых железнодорожных вузов в конкурсах российских и международных компаний на получение грантов и пакетов финансирования для разработки и внедрения инновационной наукоемкой продукции.
Необходимо расширение практики совместного проведения научных конференций с организациями, предприятиями транспорта, промышленности и связи отечественных и зарубежных компаний, организация выступлений руководителей и ведущих специалистов структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» с докладами по актуальным проблемам и перспективам развития железнодорожного транспорта.
Главными задачами научно-технической деятельности ученых университета являются следующие:
- проведение фундаментальных (поисковых) и прикладных научных исследований, выполнение опытно-конструкторских, научно-технических, технологических, внедренческих и связанных с ними проектных и строительных работ по созданию и реконструкции технических средств и объектов;
- разработка конструкторско-технологической и организационно-проектной документации, разработка, изготовление и внедрение образцов и партий изделий новой техники, материалов и технологий, в том числе нестандартного технологического и диагностического оборудования;
- проведение энергетических обследований технологических процессов и производств;
- оценка уязвимости и обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, совершенствование перевозочного процесса и технических средств при обеспечении безопасности движения поездов;
- снижение эксплуатационных расходов и эффективное использование материальных и энергетических ресурсов за счет применения передовых технологий подготовки специалистов, организации производства и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта;
- повышение эффективности промышленного производства;
- совершенствование экономических форм и отношений в промышленности и на транспорте;
- выполнение работ и услуг научно-технического характера.