Отчет Смердина А. Н. об участии в совещании в Париже «Гармонизация стандартов в области токосъема»
Смердин А. Н, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта».
Организатор совещания: Международный союз железных дорог (МСЖД)
Сроки проведения совещания: 23 – 24 февраля 2016 года
Тема совещания: «Гармонизация стандартов в области токосъема»
Столица Французской республики расположена в регионе Иль-де-Франс (Ile-de-France, с фр. — остров Франции) в северной части государства. Город около 12 км в поперечнике имеет относительно круглую форму. Кольцевая автодорога (boulevard Peripherique), протяжённостью 35 км, является границей столицы. Париж делится на 20 округов, первый расположен в центре, далее, по часовой стрелке расходятся остальные.

Символ Парижа
Население столицы без учёта окрестностей составляет более двух млн. человек, в пригородах проживает более 12 млн. Можно сказать, что Париж является местом соприкосновения многих культур.
Наиболее удобным и быстрым общественным транспортом столицы Франции являются так называемые городские электрички, связывающие столицу с многочисленными пригородами, и метро, сеть которого густо переплетена в центре Парижа.
Насчитывается семь железнодорожных вокзалов, с четырёх из которых отправляются скоростные поезда TGV, которые соединяют Лондон, Брюссель, Кёльн, а также юг и восток Франции с Парижем.
Париж является важнейшим транспортным узлом страны.

Железнодорожная станция в аэропорту Шарль-де-Голь
Исторически сложилось, что благодаря своему расположению, Париж является удобным местом встреч различных координационных организаций международного сотрудничества. Международный союз железных дорог (МСЖД) не стал исключением и в 1922 году основал штаб-квартиру в Париже. МСЖД является одной из ведущих международных неправительственных организаций железнодорожного транспорта. Официальные языки МСЖД — французский, английский и немецкий. Миссия МСЖД — продвижение железнодорожного транспорта на глобальном уровне и решение задач мобильности и устойчивого развития.

Штаб-квартира МСЖД находится вблизи Эйфелевой башни

Вход в здание МСЖД
Одним из ключевых направлений деятельности МСЖД является разработка и гармонизация отраслевых международных стандартов. Заседания рабочих групп по различным направлениям проходят с участием ведущих специалистов из разных стран, научно-исследовательских организаций, представителей производства и национальных железных дорог. Взаимодействие в рамках рабочих органов МСЖД (форумов, платформ, рабочих групп) ведется по всем основным направлениям — пассажирские и грузовые перевозки, путь и путевое хозяйство, ресурсосбережение и энергоэффективность, безопасность движения, безопасность от актов незаконного вмешательства, управление пассажирскими терминалами, обеспечение здравоохранения на железнодорожном транспорте, научно-исследовательская деятельность и т.д. Особое внимание в рамках МСЖД уделяется вопросам стандартизации.
23-24 февраля состоялось совещание рабочей группы по токосъему. В рамках этой встречи обсуждались вопросы единого сборника нормативных документов по разработке, проектированию, эксплуатации, реконструкции инфраструктуры системы токосъема. Необходимо максимально учесть особенности общеевропейских, а также национальных требований организаций — лидеров в сфере железнодорожного транспорта (Китай, Россия, Япония). В заседании принимало участие 20 экспертов. Россию представляли трое: доцент ОмГУПСа А. Н. Смердин и представители ОАО «ВНИИЖТ»: Н. В. Миронос, руководитель делегации, и П. Г. Тюрнин, зав. отделом «Контактная сеть и токосъем».

Анализ структуры европейских нормативов по токосъему IEC 60913 и UIC 794-V
В ходе обсуждения были выработаны ключевые подходы к гармонизации стандартов, разделены направления по экспертам. Российской экспертной группе поручено подготовить нормативные документы по деталям и элементам конструкции контактной сети, методики их испытаний. В плане мероприятий рабочей группы проведено несколько совещаний с помощью мультимедийных средств связи, а также встречи на площадках МСЖД.