Эмблема
Научная работа в ОмГУПСе


Главная
Студенту
Библиотека
Карта сайта
Абитуриенту
Довузовская подготовка
Ссылки

Научно-исследовательская часть (НИЧ) ОмГУПСа

Стратегия научно-исследовательской деятельности

Сегодня ОмГУПС — учебно-научно-производственный комплекс с современной экспериментальной базой и опытно-экспериментальным производством, где решаются конкретные практические задачи развития технического прогресса и экономики в сфере промышленности, транспорта в Омском регионе.

Научно-техническая деятельность университета соответствует приоритетным направлениям, определенным Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, транспортной Стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, программами научно-технического развития ОАО «РЖД» по совершенствованию инфраструктуры и технических средств магистрального железнодорожного транспорта, программами энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», энергетической Стратегией холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», стратегией и перспективами социально-экономического развития Омской области, утвержденными указом губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93, а также направлениям развития промышленности и экономики страны в целом, и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».

Повышение эффективности научно-технической деятельности предполагает инновационное развитие ОмГУПСа как научно-производственного центра на основе проведения научных исследований полного цикла «исследование — разработка — изготовление — внедрение» по созданию наукоемкой продукции, конкурентоспособной в реальном секторе экономики, обеспечивающей повышение качества учебного процесса и приумножение интеллектуальной собственности; дальнейшего развития инновационной инфраструктуры с целью обеспечения становления ОмГУПСа в качестве опорного вуза отраслевой и региональной экономических систем.

Для этого необходимы:

  1. совершенствование системы мотивации участия научно-педагогических работников в научно-технической деятельности;
  2. расширение спектра направлений исследований для железнодорожной отрасли и заказчиков работ (в том числе участие в федеральных и ведомственных целевых программах и инвестпроектах);
  3. ориентация научных разработок на потребности региона, мониторинг и оценка потребностей хозяйствующих субъектов региона в прикладных разработках;
  4. обеспечение, с учетом новых показателей аккредитации университетов, мониторинга и повышения эффективности научной работы выпускающих кафедр до соответствующего уровня;
  5. формирование на договорной основе научных связей с институтами Российской академии наук и зарубежными вузами и научными центрами в целях использования результатов фундаментальных научных исследований в прикладных научно-технических разработках;
  6. поддержка сформировавшихся и создание новых научных школ, диссертационных советов;
  7. активизация работы по участию в конкурсах на получение российских и иностранных грантов на научные исследования;
  8. дальнейшее развитие научно-исследовательских и отраслевых научно-производственных лабораторий при ведущих кафедрах и научных школах;
  9. многосторонняя поддержка молодых преподавателей и ученых с целью их творческого роста и закрепления в вузе;
  10. широкое привлечение студентов к научным исследованиям, начиная с младших курсов, за счет повышения мотивации преподавателей и студентов;
  11. использование индивидуального обучения для особо одаренных студентов с последующим их обучением в аспирантуре и трудоустройством в ОмГУПСе;
  12. дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (научно-образовательные центры, малые инновационные предприятия и др.);
  13. проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, презентаций на базе университета, в том числе с участием зарубежных партнеров;
  14. развитие деятельности студенческих научных кружков, конструкторских бюро и т. п.;
  15. повышение удельного веса численности научно-педагогических работников и аспирантов, прошедших стажировку в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах;
  16. активизация работы по идентификации научных публикаций сотрудников в РИНЦ и международных системах цитирования;
  17. расширение участия в Международной ассоциации транспортных университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ассоциации международных отделов вузов стран Центральной и Восточной Европы.

Планируется:

  1. формирование планов договорных научно-технических работ на сумму не менее 130 млн. р. в год с достижением к 2019 г. уровня 180 млн. р.;
  2. издание не менее 20 монографий, публикация не менее 250 статей в ведущих журналах из перечня ВАК Минобрнауки России, входящих в РИНЦ, шести статей в зарубежных изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus ежегодно;
  3. обеспечение эффективности аспирантуры не ниже 26 %;
  4. защита сотрудниками университета докторских и кандидатских диссертаций с целью выполнения требований по остепененности ППС;
  5. ежегодное издание четырех выпусков журналов «Известия Транссиба» и «Инновационная экономика и общество».

В 2015–2019 гг. планируется ежегодное проведение на базе университета не менее восьми научных конференций с изданием сборников материалов, обеспечение подачи 40 заявок ежегодно на изобретения и полезные модели.

Предусматривается реализация Программы научно-исследовательских разработок, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный университет путей сообщения» от 10.12.2013, зарегистрированного в юридической службе дороги 18.12.2013 за Д-2043НОК/НЮ; создание при вузе региональных отраслевых центров научного сопровождения и мониторинга внедрения и эффективности использования новых серий подвижного состава и технических средств на железнодорожном транспорте.

Планируется расширение участия студентов, аспирантов и молодых ученых железнодорожных вузов в конкурсах российских и международных компаний на получение грантов и пакетов финансирования для разработки и внедрения инновационной наукоемкой продукции.

Необходимо расширение практики совместного проведения научных конференций с организациями, предприятиями транспорта, промышленности и связи отечественных и зарубежных компаний, организация выступлений руководителей и ведущих специалистов структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» с докладами по актуальным проблемам и перспективам развития железнодорожного транспорта.

Главными задачами научно-технической деятельности ученых университета являются следующие:

  1. проведение фундаментальных (поисковых) и прикладных научных исследований, выполнение опытно-конструкторских, научно-технических, технологических, внедренческих и связанных с ними проектных и строительных работ по созданию и реконструкции технических средств и объектов;
  2. разработка конструкторско-технологической и организационно-проектной документации, разработка, изготовление и внедрение образцов и партий изделий новой техники, материалов и технологий, в том числе нестандартного технологического и диагностического оборудования;
  3. проведение энергетических обследований технологических процессов и производств;
  4. оценка уязвимости и обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, совершенствование перевозочного процесса и технических средств при обеспечении безопасности движения поездов;
  5. снижение эксплуатационных расходов и эффективное использование материальных и энергетических ресурсов за счет применения передовых технологий подготовки специалистов, организации производства и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта;
  6. повышение эффективности промышленного производства;
  7. совершенствование экономических форм и отношений в промышленности и на транспорте;
  8. выполнение работ и услуг научно-технического характера.

 

Назад На главную