ЭмблемаОмГУПС
Главная
Студенту
Библиотека
Карта сайта
Абитуриенту
Ссылки

Истомин С. Г., преподаватель кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог»;
Блинов П. Н., декан Теплоэнергетического факультета, доцент кафедры «Локомотивы»
Принимающий университет: Технический университет Дрездена, Германия
Период стажировки: 24.04.2016 – 07.05.2016
Тип мобильности: Academic staff

Отчет о прохождении стажировки в Германии

В период с 24.04.2016 по 07.05.2016 мы проходили стажировку в Германии по проекту "MULTIC" в рамках программы Erasmus Mundus и руководили учебно-ознакомительной практикой студентов специальности «Подвижной состав железных дорог». Целью данной стажировки было не только знакомство с инновациями в области железнодорожного транспорта Германии, но и знакомство с ее культурой, традициями, обычаями и замечательными людьми. В рамках данной стажировки мы посетили шесть городов Германии: Дрезден, Берлин, Крефельд, Дуйсбург, Кёльн и Дюссельдорф. Основными стратегическими точками на этом маршруте у нас выступили такие города, как Дрезден (Технический университет Дрездена) и Крефельд (завод фирмы Siemens).

24 апреля в 16:30 местного времени мы прибыли в аэропорт Клотче города Дрездена, где нас уже встречали дружелюбные студенты факультета транспорта имени Фридриха Листа Технического университета Дрездена, которые помогли нам без проблем добраться до нашей гостиницы. Первое, что запомнилось и отразилось в памяти навечно – это поездка из аэропорта до вокзала Hauptbahnhof-Neustadt. Чем была так примечательна эта поездка? Примечательна она была тем, что мы передвигались по рельсам на местном пригородном электропоезде, словно по воздуху, плавность хода была идеальная. Конечно, это была не единственная наша поездка на железнодорожном транспорте Германии, но самые острые впечатления оставила именно она.

По приезде в Дрезден мы заселились в наш необычный отель. Необычность его была в том, что это был корабль, пришвартованный в заводи Эльбы. Более романтичного и экзотичного места проживания в Дрездене было просто не сыскать. На палубе этого корабля каждый мог почувствовать себя капитаном дальнего плавания. Как впоследствии оказалось, владельцем этого корабля является русская женщина Светлана из Перми.

В первый же день нашего пребывания в Дрездене студенты Технического университета Дрездена организовали для нас экскурсию по городу. Из этой экскурсии мы узнали, что Дрезден при коммунистах был обычным городом, а сейчас он стал столицей Саксонии. Мне очень понравился исторический центр Дрездена, восстановленный после бомбардировок времен Второй мировой войны. Терраса Брюль, с которой открывается прекрасный вид на Эльбу, мост Аугустусбрюкке, красивая барочная придворная церковь Хофкирхе, оперный театр Земпера, комплекс барочных зданий Цвингер, увенчанная величественным куполом церковь Фрауенкирхе – все эти памятники архитектуры вызывают невероятное восхищение и восторг.

ОмГУПС

Оперный театр Земпера в Дрездене

ОмГУПС

Церковь Фрауенкирхе в Дрездене

Во второй половине дня мы отправились в город Пирна, где находится новое ремонтное депо компании ITL. В данном депо осуществляется ремонт не только электровозов, но и дизельных локомотивов и грузовых вагонов. В основном ремонтируются локомотивы производства фирмы Bombardier. Начальник депо для нас охотно провел экскурсию по предприятию и ответил на все интересующие нас вопросы. Хотелось бы отметить высочайший уровень организации ремонта подвижного состава на данном предприятии. Все предстоящие производственные операции отображаются ежедневно на мониторе в депо, поэтому ни для кого не секрет, когда должен быть сдан тот или иной подвижной состав в эксплуатацию. На складах и рабочих местах царит идеальная чистота и порядок. Каждый работник знает, где лежат необходимые инструменты и комплектующие, что позволяет сократить время ремонта. Сразу видно, что для компании ITL понятие «Бережливое производство» не пустой звук. Было очень приятно, что нам дали возможность вести фотосъемку на территории предприятия и проводить осмотр электровозов, тепловозов и вагонов, поэтому мы смогли полноценно ознакомиться с их конструкцией. Безусловно, все знания и материалы, полученные на столь современном предприятии, будут внедрены и использованы в дальнейшем образовательном процессе в стенах ОмГУПСа.

ОмГУПС

Группа студентов и преподавателей в депо фирмы ITL

ОмГУПС

Смотровые канавы в депо фирмы ITL

ОмГУПС

План работы на мониторе в депо

ОмГУПС

Производственный склад

ОмГУПС

Кухня для сотрудников депо

ОмГУПС

В кабине машиниста нового электровоза фирмы Bombardier

ОмГУПС

Моечная машина

На следующий день мы приняли участие в немецко-русском семинаре на факультете транспорта имени Фридриха Листа Технического университета Дрездена, посвященном проблемам железнодорожного транспорта. В рамках данного семинара было очень интересно послушать профессора Штефана (Stephan), который рассказывал о научных исследованиях, проводимых на кафедре «Электрические железные дороги». Как оказалось, ОмГУПС занимается аналогичными проблемами. После семинара профессор Stephan провел экскурсию по лабораториям кафедры, где мы увидели несколько интересных экспериментальных стендов, в частности, стенды для испытания асинхронных тяговых двигателей и моделирования различных схем тягового электроснабжения.

Также сотрудниками факультета транспорта была организована экскурсия в лаборатории движения поездов, где мы ознакомились со всеми видами сигнализации, централизации и блокировки на немецких железных дорогах. Наибольший интерес мы проявили к лаборатории, где смонтирован огромный макет железной дороги, где нам наглядно была продемонстрирована работа устройств сигнализации, централизации и блокировки.

После посещения лаборатории движения поездов нам была прочитана лекция доктором Штейном об особенностях испытания дизелей тепловозов, а также был наглядно показан процесс испытания дизелей на лабораторном стенде.

Завершилась наша экскурсия посещением лаборатории, где установлен тренажер для подготовки пилотов гражданской авиации. Нам была дана возможность позаниматься на данном тренажере. Данный тренажер имеет кабину самолета, созданную по образу и подобию кабины «Боинга», в которой ни на секунду не покидает тебя чувство реальности происходящего. Отработка взлета и посадки огромного воздушного судна оставила у нас бурю эмоций и дала понять всю меру ответственности, которую берут на себя пилоты гражданской авиации.

ОмГУПС

План Технического университета Дрездена

ОмГУПС

Объявление о проведении семинара в ТУ Дрездена

ОмГУПС

Выступление студентов ОмГУПСа на русско-немецком семинаре в Техническом университете Дрездена

ОмГУПС

Выступление профессора Штейна

ОмГУПС

Стенд для испытания асинхронных тяговых электродвигателей

ОмГУПС

Макет реальной железной дороги в лаборатории движения поездов

В рамках данной стажировки мы посетили международный отдел технического университета Дрездена, где встретились с его начальником Марион Хелеманн. Марион была очень рада нашему появлению, так как давно знает наш университет с хорошей стороны. При общении Марион нам поведала всю историю взаимоотношений ОмГУПСа и ТУД, обрисовала структуру Технического университета Дрездена, и дала ценные рекомендации по нашей предстоящей встрече с деканом факультета транспорта имени Фридриха Листа.

ОмГУПС

Встреча с начальником международного отдела Технического университета Дрездена Марион Хелеманн

На следующий день по предварительному согласованию мы приняли участие в переговорах с деканом факультета транспорта, профессором Хартмутом Фрике и профессором Тринкауфом. По итогам переговоров было принято решение подписать новый договор о сотрудничестве между факультетом транспорта технического университета Дрездена и Омским государственным университетом путей сообщения на срок три года. В рамках данного договора предполагается всестороннее сотрудничество: учебно-ознакомительные практики студентов, обмен студентами обоих университетов и проведение совместных научных исследований и конференций.

ОмГУПС

Переговоры о сотрудничестве с деканом факультета транспорта Технического университета Дрездена Хартмутом Фрике и профессором Йохеном Тринкауфом

Следующим пунктом нашей программы пребывания в Германии был Берлин. В Берлине мы посетили современный главный вокзал, с которого можно отправиться в любую точку Германии. На вокзале большое количество автоматов Fahrkarten, где можно купить необходимые билеты, а также распечатать маршрут следования вашего поезда с указанием времени прибытия и отправления, а также пути, на который прибывает поезд. При желании на платформе можно заранее узнать место остановки вагона. При наличии такой исчерпывающей информации очень удобно планировать свою жизнь. В Берлине действует единый билет на проезд в трамвае, автобусе, наземном и подземном метро, что позволяет беспрепятственно передвигаться по городу.

ОмГУПС

Главный вокзал Берлина

ОмГУПС

Автомат для покупки билетов на главном вокзале Берлина

В преддверии 9 мая было бы преступлением не посетить в Берлине святое место для русского человека – памятник Русскому солдату. По левой и правой стороне этого памятника стоят два танка Т-34, участвовавших в боях за Берлин, а по центру стоит бронзовая статуя русского солдата и горит вечный огонь. Мы бесконечно благодарны судьбе за такую возможность поклониться нашим дедам и прадедам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Мы живем, творим и радуемся жизни благодаря их ратному подвигу, и мы считаем, что посещение столицы Германии должно быть неотъемлемой частью дальнейших программ стажировок преподавателей и учебно-ознакомительных практик студентов, так как это имеет большое значение для патриотического воспитания.

ОмГУПС

На пути к Рейхстагу

ОмГУПС

У памятника Русскому солдату в Берлине

Посетив столицу Германии, мы отправились в длительную поездку на запад Германии в город Крефельд. До Крефельда мы добирались по железным дорогам Германии с пересадками на знаменитых немецких высокоскоростных электропоездах ICE. Комфорт, удобство, высокая скорость передвижения – залог популярности данного вида транспорта. В процессе нашей поездки был развенчан миф о гиперпунктуальности немецких железных дорог. Наш электропоезд прибыл с опозданием в 10 минут в Дуйсбург, поэтому мы опоздали на поезд до Крефельда. Из-за этого нам пришлось еще около получаса ждать следующего поезда, который должен был прибыть на четвертый путь. В итоге мы все же отправились через пол часа в Крефельд, но только не с четвертого пути, а с третьего. Поэтому настоятельно рекомендуем всем тем, кто отправится в Германию, быть бдительными, так как могут возникнуть нештатные ситуации.

В Крефельде находится самый лучший по признанию многих экспертов завод фирмы Siemens по производству пригородных, скоростных и высокоскоростных электропоездов. В частности, на данном заводе для России были изготовлены высокоскоростные электропоезда «Сапсан», ныне курсирующие на участке Москва-Санкт-Петербург и «Ласточки» Desiro RUS, удачно отработавшие на Олимпиаде в городе Сочи.

Прибыв к главному входу завода, мы увидели, как на штативе развевается флаг Российской Федерации. Как нам рассказали позднее, на заводе есть такая традиция – вешать флаг той страны, делегация которой присутствует с официальным визитом на заводе. Конечно, нам было очень приятно, что нас так тепло встречают. Затем нас встретила руководитель проектов департамента пригородных сообщений Алла Долинская и сопроводила в конференц-зал. В этом зале она провела для нас презентацию завода, а также рассказала о правилах техники безопасности при нахождении на производстве и ответила на все наши вопросы. От Аллы Долинской мы узнали, что на заводе работает 2400 сотрудников, из которых порядка 30 человек – русские. Завод специализируется на изготовлении пригородных электропоездов серии Desiro и высокоскоростных серии ICх и Velaro. Самым ответственным мероприятием на заводе является изготовление алюминиевого остова кузова, заготовки для изготовления которого фирма Siemens получает из Китая. На заводе очень ценятся сварщики по алюминию, так как сварка алюминиевых конструкций – весьма сложное мероприятие. Завод полностью перешел на безбумажную технологию производства, поэтому в каждом сборочном цехе имеется соответствующий монитор, где отображается исчерпывающая информация о каком-либо узле электропоезда и инструкция по его сборке. Стоит отметить также, что фирма Siemens очень заботится о своих сотрудниках, в частности, постоянно проводит повышение квалификации, дабы сотрудники не превращались в биороботов, организует оздоровление в санаториях, предоставляет места в детских садах, а также соблюдает санитарные нормы на рабочих местах.

Затем для нас Алла Долинская и Мартин Каспер провели экскурсию по заводу. К сожалению, на заводе фото и видеосъемка были запрещены. Конечно, то, что мы увидели, вряд ли можно передать словами, так как организация производства электропоездов чрезвычайно впечатляет. Мы прошли все стадии сборки электропоездов, начиная с листа алюминиевой заготовки и заканчивая готовым продуктом. Об идеальной чистоте и порядке на рабочих местах говорить попросту излишне. Самый главный вопрос, который стоит особняком на заводе – это вопрос качества продукции, так как от этого зависит имидж компании. Халтура на заводе не пройдет, есть большая вероятность поплатиться за это рабочим местом.

На данный момент завод реализует проекты для Австрии и Англии, российских проектов на заводе пока нет, но руководство надеется на то, что к чемпионату мира по футболу от России может поступить заказ на высокоскоростные электропоезда для эксплуатации на участке Москва-Казань.

На заводе ранее проходили преддипломную практику студенты ПГУПСа и МИИТа. В случае возникновения обоюдного желания и интереса на заводе пообещали помочь в организации преддипломной практики для студентов ОмГУПСа, а также были бы очень рады и впредь проводить подобные экскурсии для наших сотрудников и студентов.

Хотелось бы выразить особую благодарность выпускнику кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог» Вальдемару Яковлеву, а ныне бригадиру сборочного цеха завода фирмы Siemens в Крефельде за помощь в организации посещения столь интересного высокотехнологичного производства.

ОмГУПС

Студенты и преподаватели ОмГУПСа под знаменами фирмы Siemens и флагом Российской Федерации на территории завода в городе Крефельде

ОмГУПС

Вручение памятных подарков от ОмГУПСа руководителю проектов департамента пригородных сообщений фирмы Siemens Алле Долинской

ОмГУПС

Перед началом экскурсии по цехам завода

ОмГУПС

Встреча с выпускником ОмГУПСа Вальдемаром Яковлевым

Германия, безусловно, очень интересная страна со своей особенной культурой, со своим искусством, а самое главное с очень интересными, талантливыми людьми. И мы очень рады, что никакие политические противоречия между нашими странами не помешали нам установить международные контакты, обменяться опытом и знаниями и заложить фундамент международных отношений для будущих поколений сотрудников, студентов и аспирантов ОмГУПСа. И я думаю, что эта поездка в Германию навсегда останется в наших сердцах яркой, светлой и позитивной.

 

Назад На главную