ЭмблемаОмГУПС
Главная
Студенту
Библиотека
Карта сайта
Абитуриенту
Ссылки

Гришина Ю.Б., доцент (кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»); Кирилюк О.М., доцент, Казанцева А.С., преподаватель (кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»)
Принимающий университет: Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Организатор курсов повышения квалификации: международный проект ТЕМПУС «RECOAUD — Экологический менеджмент в российских компаниях — курсы повышения квалификации с целью внедрения и интеграции программ экологического аудита в корпоративное управление»
Период обучения: 12 – 23октября 2015 года
Тип мобильности: обучение на курсах повышения квалификации
Наименование программы повышения квалификации: «Экологический менеджмент и аудит»

Отчет о практическом обучении в Самарском государственном
университете путей сообщения в рамках участия в международном
проекте TEMPUS «RECOAUD»

С 12 по 23 октября 2015 года в рамках проекта ТЕМПУС «RECOAUD — Экологический менеджмент в российских компаниях — курсы повышения квалификации с целью внедрения и интеграции программ экологического аудита в корпоративное управление» на базе Самарского государственного университета путей сообщения состоялось обучение преподавателей российских университетов, участвующих в проекте.

Представителями ОмГУПС стали: Гришина Юлия Борисовна (кафедра «Безопасность жизнедеятельности и экология»), Кирилюк Ольга Михайловна и Казанцева Анна Сергеевна (кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»). Ведущими преподавателями практического курса выступили преподаватели из Словении – Университет Марибора: заместитель декана факультета логистики, доктор Борут Йереб, доктор Матиаж Кнец, доктор Матеуш Обрехт; из Германии – Технический университет Дрездена: профессор, доктор Эдельтрауд Гюнтер.

Проект RECOAUD реализуется с 2014 года. За это время было проанализировано текущее состояние образования в области экоменеджмента и экоаудита в российских вузах; разработана структура курса, распределены его модули; подготовлены главы учебника по курсу – в этой работе участвовали как европейские вузы, так и российские.

отчет

Участники практического обучения в Самаре (слева направо): Артур Никифоров, Сергей Александров (ТюмГНГУ), Анна Казанцева (ОмГУПС), Ирина Красильникова (СамГУПС), Матиаж Кнец (Университет Марибора), Людмила Маликина (УрГУПС), Ольга Кирилюк, Юлия Гришина (ОмГУПС), Дарья Косяченко (УрГУПС), Ксения Авдеева (переводчик проекта), Павел Первов (СамГУПС), Борут Йереб (Университет Марибора)

Всего в проекте принимают участие 8 университетов, 4 из них — представители Европейского Союза (Технический университет Дрездена (ДТУ) — координатор проекта; университет Марибора, Словения; Ченстоховский технологический университет, Польша; Университет Жилины, Словакия). Российскую сторону в проекте представляют СамГУПС – координатор российских вузов, ОмГУПС, УрГУПС и Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ).

Долгосрочная цель проекта состоит в том, чтобы на базе знаний Европейских университетов-партнеров и экспертов разработать, апробировать и запустить в российских вузах курсы непрерывного обучения специалистов и обеспечить дальнейшее развитие образовательных программ в области экологического аудита и менеджмента, в том числе посредством развития дистанционного обучения. Основное внимание будет уделено транспортной и нефтегазовой отраслям. Железнодорожные и нефтегазовые предприятия из всех регионов-участников заявили о поддержке проекта и заинтересованности в достижении его результатов.

Для улучшения экологической безопасности и сокращения совокупных выбросов Россия постоянно увеличивает объемы финансирования на охрану окружающей среды. Внедрение экологического аудита и экологического менеджмента в процесс принятия бизнес-решений имеет решающее значение для предприятий, которые могут не только анализировать юридические рекомендации, но и увеличить собственную энергоэффективность, сократить затраты и получить конкурентное преимущество.

    В течение первой недели обучения участниками были рассмотрены следующие темы:
  1. Риск-менеджмент и концепция устойчивого развития. Концепция устойчивого развития ориентирована на сбалансированное, экологически безопасное социально-экономическое развитие без исчерпания природно-ресурсного потенциала и предполагает усиление ответственности за все формы деятельности, наносящие ущерб окружающей природной среде. Оценка экологического риска является интегрированной частью корректирующих исследований и изучения мер, предназначенных для охраны окружающей среды.
  2. Реализация «зеленых» продуктов. Применение мер превентивного характера приводит к постепенному переходу к производству «зе¬леных продуктов», использованию методов «анализа жизненного цикла», применению оценки воздей¬ствия на состояние окружающей природной сре¬ды на всех стадиях хозяйственной деятельности. В промышленном производстве возникают такие инструменты экологического менеджмента, как экологический аудит и системы экологического менеджмента (далее – СЭМ). Развиваясь поначалу в рамках инициативных действий в пределах промышленных корпораций, эти инструменты оказали впоследствии существенное влияние на экологическую политику и меры регулирования на уровне Европей¬ского Союза (ЕС), отдельных национальных правительств, на политику управления рисками крупных национальных и международных банков, страховых компаний.
  3. Внедрение стандартов ISO. Международные стандарты, распространяющиеся на экологический менеджмент, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы экологического менеджмента (СЭМ), которые могут объединяться с другими требованиями из области менеджмента с тем, чтобы содействовать организациям в деле достижения экологических и экономических целей. Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
  4. Зеленая логистика и цепи поставок. Были рассмотрены вопросы появления и развития в мировой теории и практике управления цепями поставок жестких экологических требований к формированию и функционированию этих цепей. В результате был рожден и получил распространение англоязычный термин Green Supply Chain Management, буквально означающий «зеленое управление цепями поставок». Логистика потоков обратных цепей охватывает процессы планирования, организации, управления и контроля возвращения в сферу утилизации или уничтожения всего того, что осталось после потребления материальных ресурсов (отходы, отбросы, тара, упаковка, невостребованные рынком или пришедшие в негодность товары, изношенная и отслужившая свой срок продукции и т.д.).

Профессор Эдельтрауд Гюнтер провела двухдневный курс обучения для преподавателей по темам: «Стейкхолдеры» и «Барьеры». Были рассмотрены вопросы влияния стейкхолдеров на повышение экологической ответственности бизнеса организации в условиях рыночной конкуренции.

отчет

Профессор Эдельтрауд Гюнтер (Технический университет Дрездена)

Были рассмотрены проблемы, препятствующие распространению экологического менеджмента в России, такие как низкий уровень общего менеджмента на предприятиях, неоправданно узкое понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента, недопонимание характера стандартов в области СЭМ и отсутствие международно-признанной системы сертификации СЭМ в России.

Последние дни обучения были посвящены экологическому контроллингу и формированию отчетности.

Профессор Эдельтрауд Гюнтер провела двухдневный курс обучения для преподавателей по темам: «Стейкхолдеры» и «Барьеры». Были рассмотрены вопросы влияния стейкхолдеров на повышение экологической ответственности бизнеса организации в условиях рыночной конкуренции.

отчет

Участники практического обучения в Самаре (слева направо): Сергей Александров, Артур Никифоров (ТюмГНГУ), Юлия Гришина, Анна Казанцева (ОмГУПС), Матеуш Обрехт (Университет Марибора), Ольга Кирилюк (ОмГУПС), Людмила Маликина, Дарья Косяченко (УрГУПС), Ксения Авдеева (переводчик проекта)

Культурная программа участников оказалась столь же насыщенной, как и программа обучения. В день открытия практических курсов для участников была организована встреча с ректором университета, доктором технических наук, доцентом Железновым Дмитрием Валериановичем, на которой были намечены основные направления двухнедельной работы участников проекта Tempus в Самаре. С приветственным словом выступили: куратор проекта в России – доктор экономических наук, профессор Михаленок Наталья Олеговна (кафедра «Экономика и финансы»), ответственная за работу по программе Tempus в России – заместитель директора центра международных связей – Ирина Григорьевна Красильникова.

Несмотря на плотный график практического обучения участникам – Российским и Словенским преподавателям удалось посетить несколько достопримечательностей Самары. В первый день для представителей вузов была организована вечерняя экскурсия по городу, в ходе которой преподаватели увидели монумент ракеты-носителя «Союз» музея «Самара Космическая» им. Д. И. Козлова, который установлен в Самаре в конце проспекта Ленина, на площади Козлова около станции метро «Российская» в честь юбилея полета Юрия Гагарина в космос и ракеты Р-7, выпускаемой в Самаре с 1958 года (на предприятии ЦСКБ-Прогресс).

отчет

Вечерняя Самара — железнодорожный вокзал

Далее участников ожидала прогулка по Ленинградской улице, расположенной в историческом центре Самары, которая доходит до набережной Волги. Большая часть этой магистрали – от улицы Куйбышева до Галактионовской – является пешеходной зоной. Реконструкция улицы завершилась в 2011 году, на Ленинградской сохранились исторические здания середины XIX — начала XX века. Среди них стоит отметить особняки — дома Сидорова, Головкина, усадьбу Позерн, бывшую гостиницу «Националь», а также здание промышленного банка. На «Самарском Арбате» много разнообразных кафе, ресторанов, модных бутиков, а также художников и музыкантов, развлекающих прохожих.

Далее участники посетили Площадь Куйбышева, образованную улицами Чапаевской, Вилоновской, Галактионовской и Красноармейской, которая является самой большой площадью в Европе. По углам площади Куйбышева располагается четыре сквера, поэтому 8 гектаров её территории покрыто асфальтом, 7 — цветниками и зелёными насаждениями. Самарский академический театр оперы и балета расположен на площади, и занимает 2,4 гектара её территории. На площади стоит памятник Валериану Владимировичу Куйбышеву архитектора Матвея Манизера.

Не могли обойти вниманием участники и музей Куйбышевской железной дороги, где собраны уникальные документы и экспонаты – свидетельства становления современной действительности железнодорожной отрасли.

отчет

Самарский академический театр оперы и балета

Наиболее запоминающимся и впечатляющим событием стало посещение «Бункера Сталина» – оборонительного сооружения в Самаре, созданного в качестве резервного местонахождения ставки Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами СССР И. В. Сталина. Сооружение, построенное в 1942 году на глубине 37 метров, было рассекречено только в 1990 году. Объект расположен под зданием современной Академии культуры и искусства, в котором ранее располагался Куйбышевский обком. Справа от парадной лестницы в холле обкома партии находилась неприметная дверь, где круглосуточно дежурил сотрудник НКВД. Сразу за ней железная створка, за которой и находился один из главных секретов того времени. Существуют также скрытые запасные выходы, через которые экстремалы в 90-х попадали в бункер.

отчет

В бункере Сталина

За дверью находится верхняя площадка, с которой начинается спуск в бункер, как на лифте, так и по лестнице. Далее вниз ведёт 14-метровая шахта, соединяющаяся с длинным поперечным коридором-этажом, где сосредоточены агрегаты жизнеобеспечения и вспомогательные механизмы бункера. В случае необходимости этот верхний этаж перекрывается массивными стальными гермодверями, способными выдержать нагрузку до 10 тонн на квадратный метр.

Посреди коридора, ведущего к запасному выходу, расположен вход в главную часть бункера — вертикальный ствол-убежище, уходящий в глубь земли ещё на 23 метра. Он – точная копия метрополитеновского тоннеля, прорытого вертикально.

После 192-й ступеньки начинается самый глубокий — первый этаж (счёт этажей идёт снизу вверх), пол которого выложен голубой плиткой.

Заключительной экскурсией стала поездка в Поволжский музей железнодорожной техники, открытый на учебном полигоне СамГУПСа. Площадь музея составляет 1,68 га. На полигоне СамГУПСа проходят обучение студенты разных специальностей, для которых история развития железнодорожной техники представляет особый интерес. Экспозицию подвижного состава открывает макет паровоза Черепановых. Здесь же расположился редкий сегодня экспонат – паровоз серии П-36 №232 из выпущенной в XX веке партии паровозов всего в 251 единицу, которого за характерные полосы – лампасы называли «генералом».

Представлены паровозы Л, Лв, Эр, магистральные и маневровые тепловозы. На отдельном пути Уфимская детская железная дорога продолжает принимать юных посетителей. Электровозы представлены локомотивами ЧС-2, ЧС-4, ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10. Далее разместились электропоезда ЭР2, ЭР-200.

Особое место в этом ряду занимает головной вагон электропоезда Сд, отправившегося в первый рейс 7 ноября 1944 года по участку Куйбышев – Безымянка. Это был первый электрифицированный участок на Куйбышевской магистрали.

отчет

Поволжский музей железнодорожной техники

В экспозиции представлены различные виды вагонов как грузовые, так и пассажирские, в том числе трофейная немецкая цистерна, вагон-теплушка, вагон-кухня, вагон-пекарня.

Административное здание — вокзал станции Дашково, построенный в 1874 году, — исторический артефакт. Бревна, из которых было построено здание вокзала, за почти полтора века эксплуатации практически не испортились и послужили строительным материалом для воссоздания здания.

Название станция получила в честь княгини Е.Р. Дашковой — соратницы Екатерины Великой, президента Российской академии наук. Несколько имений семьи Воронцовых-Дашковых располагались вблизи строящейся Моршанско-Сызранской железной дороги.

В здании расположена экспозиция документальных свидетельств 140-летней истории Куйбышевской железной дороги, а также комната дежурного по станции, где разместились: дубовая мебель конца 19 века с вензелями «СЗ» — Самаро-Златоустовская железная дорога, манекен в форменной одежде XIX века, телеграфный аппарат Морзе, жезловый аппарат, чайная утварь.

С видео- и фотоматериалами посетители знакомятся в кинозале на 28 мест.

В экспозиционном зале представлены фотографии и документы, повествующие об истории создания и развитии Куйбышевской железной дороги, начиная с 1867 года по настоящее время. Особое место занимают стенды с материалами, посвященными работе магистрали в годы Великой Отечественной войны, когда дорогой руководил Борис Павлович Бещев.

На открытой площадке музея кроме подвижного состава установлены семафоры и светофоры, узлы ферм старинных металлических мостов, в том числе знаменитого Александровского моста, стрелочный перевод с замком Мелентьева. Контактный провод растянут на различного вида опоры контактной сети. Путевые инструменты разместились на отдельном щите, рядом установлены образцы путевых рельсов выпуска от 1873 по 1949 гг. Путевые знаки установлены у будки путевого обходчика, сложенной из сосновых бревен.

Экспонаты музея можно не только увидеть, потрогать руками, но и представить себя в роли машиниста, облачившись в форму железнодорожника.

Сегодня в экспозиции Поволжского музея железнодорожной техники уже свыше 50 единиц подвижного состава: паровозов, электровозов и вагонов. На каждом – красивая табличка с его историей. Всего в музее несколько сотен уникальных вещей, в том числе редких архивных документов и фотографий.

Итогом рабочей поездки стала детализация реализации следующего этапа проекта Теmpus «RECOAUD», согласно которому в Российских вузах-партнерах пройдут пилотные курсы по «Экологическому менеджменту в российских компаниях» для производственников и студентов. На базе ОмГУПС пройдут обучение 15 сотрудников ОАО «РЖД» и 15 студентов, все участники по итогам обучения получат сертификаты повышения квалификации.

Проводить пилотные курсы в ОмГУПСе будут преподаватели кафедр «Безопасность жизнедеятельности и экология» и «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Б.В. Мусаткина, Ю.Б. Гришина, О.М. Кирилюк, А.С. Казанцева.

По итогам пилотных курсов из 15 студентов на основе мотивационных собеседований будут отобраны десять для участия в форуме по Экологическому менеджменту в Самаре в феврале 2016 года. Помимо студентов ОмГУПСа в Самарском форуме примут участие студенты всех Российских вузов партнеров – УрГУПСа, СамГУПСа и ТюмГНГУ. Форум предполагает активную форму работы – тренинговые и практические упражнения, кейс стади, разработку командных проектов по экологическому менеджменту, элементы командообразования. Все студенты получат сертификаты участия в международном проекте «RECOAUD». Финансирование проекта осуществляется за счет Европейской Комиссии (Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам) (http://eacea.ec.europa.eu/index_en.php, http://www.recoaud.eu/objectives.html).

Приглашаем студентов ОмГУПСа принять участие в мотивационных собеседованиях для участия в проекте.

 

Назад На главную