ЭмблемаОмГУПС
Главная
Студенту
Библиотека
Карта сайта
Абитуриенту
Ссылки

II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии»

16—17 февраля 2012 г.

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Министерство образования Омской области
Петровская академия наук и искусств (ПАНИ) (Омское региональное отделение)
Омский государственный университетпутей сообщения

Рекомендации

Второй Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии», подготовленной и проведенной Министерством транспорта Российской федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Министерством образования Омской области, Омским региональным отделением Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), Омским государственным университетом путей сообщения (ОмГУПС) 16 февраля 2012 г. в г. Омске.

Тема конференции определена в соответствии с положениями Конституции РФ: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Разд.1, ст.7, п.1).

Ст. 7, п.2 Конституции РФ носит во многом противоречивый, неконкретный характер: «В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Эти положения объективно требуют научных дискуссий и выработки внятных с юридическиправовых позиций формулировок.

К примеру, что значит «охраняются труд и здоровье людей?» (В стране масса безработных аборигенов – граждан РФ и при этом же неконтролируемые потоки мигрантов, размещение отечественного производства в других странах за счет сокращения занятости в РФ и т. д.). Что значит «минимальный размер оплаты труда», если оплата труда должна быть прямо связана с его производительностью, качеством и профессиональной продуктивностью? Что значит «поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» на фоне разрушения самого института семьи при попустительстве государственных органов управления? (Ювенальная юстиция, усыновление с вывозом детей в другие страны, никак не контролируемые правом гражданские браки, сиротство и заброшенность детских сиротских учреждений)? Что значит «иные гарантии социальной защиты» в общем дискурсе неконтролируемого по критериям безопасности для здоровья товарного импорта, повышенной смертности населения, гламурной культуры в качестве воспитательного фактора, превышающего усилия семьи, перманентных образовательно-воспитательных реформ и беспомощной правовой системы?

Цель конференции обсуждение теоретических и практических проблем сущности и управленческих технологий социального государства в России, развития его научно-производственного потенциала и подготовки качественно нового человека-работника, соответствующего современным вызовам национального развития России в глобальном мире. На обсуждение были вынесены вопросы эффективности функционирования заявленного в 1993 г. в Конституции РФ социального государства с учетом современных глобальных реалий и тенденций, технико-технологических достижений и управленческих технологий социокультурным пространством России, социально-политических аналогов, применяемых в зарубежных странах, но «дающих сбои» в российских реалиях. Акцент конференции был сделан на обсуждении социокультурных и профессионально-образовательных проектов, реализация которых возможна, как показывает почти 20-летний период действия Конституции РФ, только на основе адаптированных к культурно-историческим особенностям России управленческих технологий.

В работе конференции приняло участие около 100 человек, из них 15 докторов наук и 25 кандидатов наук, аспиранты и студенты, а также политические и общественные деятели, представители культуры. В работе «Круглого стола» приняли участие гости и представители общественности, заинтересованной в разработке стратегии и тактики социального государства РФ.

Особенностью конференции является ее тема, объединившая людей разного возраста, социального статуса и профессий, что представлено в разнообразии выступлений, в вопросах и дискуссиях по ходу конференции. Другой особенностью является, вопервых, участие в конференции авторов I Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии», а во-вторых, расширение участников конференции за счет новых авторов. Это свидетельствует об актуальности темы и о правомерности создания научной площадки на базе ОмГУПСа для дальнейшего обсуждения заявленной темы на последующих конференциях.

Всего было заслушано 32 доклада, в обсуждении которых приняли участие более 60 человек.

По результатам конференции выработаны следующие рекомендации.

Проблема 1.

Анализируя современное состояние и тенденции развития страны от принятия в 1993 г. Основного Закона РФ, выступающие пришли к заключению о непродуктивности политики «робкого» и/или двойственного реагирования на происходящие геополитические события, для которых характерны новые кризисные феномены глобального переустройства мира, мировой экономики и международного разделения труда, резкая агрессивность, диктат, вмешательство во внутренние дела других стан, включая Россию.

Обсуждая проблемы и противоречия управленческих технологий современного социального государства РФ, участники конференции констатировали противоречия «этатизма и либерализма в траектории развития России» (В. П. Шпалтаков, Б. А. Архипов), зависимость фондового рынка РФ от внешних и внутренних политико-экономических факторов (Бутакова О. С.), актуальность модернизации машиностроения в стратегии социально-экономического развития Сибири (Горбунов А. В., Гусельникова Г. Г., Жильцов В. В. Новосельцев Д. А.). На конференции обращено внимание на социально-психологическую усталость и нравственную подавленность населения, на феномен «социального даунизма» и «виктимность людей с легкой степенью умственной отсталости» (Е. П. Щербаков, Н. В. Перунова, Л. А. Нагорная, Н. Н. Нагорный). Сделан акцент на наличии в истории отечественной мысли фундаментальных разработок по истокам и имманентным менталитету нации качествам российской государственности (Степченко В. А.).

Актуальным трендом выступлений явилась тема непоследовательности управленческих технологий в РФ и как следствие - правовая неопределенность жизни всего социума. Обозначены объективно востребованные обществом вопросы: 1) правовой реализация институциональной составляющей экономики России (Тропникова В. А.); 2) государственного обеспечения социально-экономических прав граждан РФ (Гвоздева О. М., Попова А. В.); 3) акцентирован системный подход к законотворчеству (Фомин Э. В.); 4) отмечена специфичность понятия «информационной безопасности» в законодательстве России (Гольтяпина И. Ю.) и правовые аспекты эффективного управления жильем (Фомина Ю. А., Фомин Э. В.).

Рекомендации.

1.1.Необходима разработка и применение теории социального государства на основе отечественной научной мысли и с учетом российской специфики как в недрах культурно-исторического опыта, так и цивилизационных характеристик, «сопротивляющихся» некритическим заимствованиям и/или копированию зарубежных моделей управления политико-экономическими и социально-культурными процессами в РФ.

1.2. Управленческие технологии социокультурным пространством России (политикой, экономикой, образованием и наукой в системе культуры, право-творчеством и право применением) должны основываться на прогнозировании, аналитической вариативности и опережающем планировании (прогностике) действий социального государства РФ на предполагаемые и/или возможные внешние и внутренние вызовы и нештатные ситуации. (Подобное предложение вошло в Рекомендации I-й Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии», но не было принято во внимание госструктурами).

1.3. Исследования фиксируют рост неудовлетворенности большинства граждан РФ жизнью и ухудшением своего социально-психологического состояния, не зависимо от стабилизации и даже улучшения материального положения. Россия из века в век показывает значимость для нее духовных приоритетов в сравнении с материальными ценностями. По духовной насыщенности русская культура входит в лидеры мировой культуры, т. к. христианская заповедь «Не хлебом единым будет жив человек» глубоко закреплена в русской ментальности и пронизывает все бытие страны вне зависимости от ее переименований. Поэтому предельно актуальна выработка действенных социально-политических стратегий и управленческих технологий для улучшения психологического самочувствия, физического и нравственного оздоровления нации. С завидным для мирового сообщества терпением люди ждут стратегического поворота современного Российского государства на путь выхода из состояния социально-психологической подавленности, угнетенности, правовой незащищенности и беспокойства населения за будущее страны. Граждане РФ требуют от государства внятных, позитивных и оптимистических трендов развития России

Проблема 2.

Отдельным направлением конференции стали материалы по развитию Западно-сибирского региона и, в частности железнодорожной отрасли. Участники конкретизировали общероссийские проблемы социального государства, востребованность анализа и синтеза макросистем и микросистем, включая управление отраслевым разделением труда. Участники конференции проанализировали реформирование социокультурной сферы Западно-Сибирской железной дороги на рубеже XX-XXI вв. (А. В. Гайдамакин), качество правового обеспечения безопасности железнодорожного транспорта (Г. И. Левин), действующие модели рынка транспортных услуг (Голавский В. С., Муховецкий Д. Д.), рентабельность пригородного сообщения в освоении территорий России (Муховецкий Д. Д.). Участники конференции обсуждали стратегические проблемы железнодорожной отрасли. Это и исторический опыт советской государственной политики реализации технической реконструкции транспорта в 1930-е годы (Баландин С. А.), и современный анализ экологической безопасности монорельсового транспорта (Мусаткина Б. М., Маркелова К. С.). Общенациональное значение имеют культурные аспекты железнодорожной отрасли, имеющие стратегическое значение в «стягивании» пространства России и коммуникативного объединения нации (Парпура А. В.). Дан анализ синонимии и заимствований в английской железнодорожной терминологии (Демишкевич Е. В.) и проблемам подготовки кадров для железнодорожной отрасли и для всей хозяйственно-экономической системы страны с учетом природно-географической специфики России.

Рекомендации.

2.1.Важнейшим направлением укрепления социального государства в России является «стягивание» пространств и территорий страны для продолжения начатого нашими далекими предками их хозяйственного и культурного освоения. Железнодорожный транспорт по своим перевозочным масштабам и коммуникативному потенциалу оказывается предельно востребованным для всей Евразии и выхода за ее пределы. Коммуникативный потенциал железнодорожного транспорта пока не реализован, особенно в части упрощения и инфраструктурного развития пригородного сообщения. (Со времен стоянки Ермака в Таре прошли столетия, но до сих пор нет надежного, особенно в зимнее время, железнодорожного пути Омск - Тара для удешевления и интенсивности грузоперевозок и пассажироперевозок).

В природно-географических условиях России развитие пригородных транспортных коммуникаций, включая автомобильное, железнодорожное и местное авиасообщение – приоритетная задача народного хозяйства и продвижения культуры в социально-бытовую жизнь провинции.

Граждане одной страны должны чувствовать себя одинаково уютно на всей территории Родины. Железная дорога требует инфраструктуры, вслед за которой в отдаленные места приходит качественная бытовая и высокая эстетическая и этическая культура.

«Преодоление пространств» для единения народа - мечта основателей Российского государства, актуальная как для национальной безопасности РФ, так и для реализации мобилизационных стратегий.

2.2. Для реализации инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте, включая развитие сети высокоскоростных магистралей, необходимо активное внедрение инновационных решений от стадии проектирования, апробации научно-инженерных и социально-экономических новаций до ввода их в эксплуатацию. Без участия государства инфраструктурные проекты в Российской провинции невозможны. В стратегию социального государства должны войти экономическая и организационно-управленческая поддержка внедрения разработок отечественной инженерной школы, креативные достижения которой имеют высокую профессиональную оценку научного сообщества во всем мире и обогащают хозяйственную культуру зарубежных стран, оставаясь невостребованными на родине.

2.3.Статистика за последние 10 лет свидетельствует о росте правонарушений на железнодорожном транспорте РФ. Это является бесспорным аргументом для признания безопасности железнодорожных коммуникаций приоритетным направлением национальной безопасности страны. Транспортные сети РФ – емкая отрасль занятости экономически активного населения, которое в настоящее время находится в нише глубокого социально-экономического неблагополучия. Экономическая эффективность отрасли зависит от предупреждения преступлений на железнодорожном транспорте, а также в прилегающей зоне железнодорожных коммуникаций, что требует кадрового оснащения всей протяженности железных дорог, уровень которого остается крайне низоким. Рекомендуется повышать экономическую и социально-культурную эффективность отрасли, во-первых, за счет качественного нормативно-правового обеспечения ее работы и, во-вторых, за счет специальной подготовки кадров по месту жительства и увеличения занятости населения, проживающего по маршруту следования поездов, т. к. «дорога – это работа и значит «жизнь».

Проблема 3.

На конференции обсуждены вопросы развития образования и науки в РФ. Сделаны выводы, что выстраиваемая в стране за последние 20 лет модель образования как рыночной услуги с соответствующим рыночным подходом к обучающемуся как к потребителю, ведет к снижению качества подготовки кадров для реального производства. Результатом коренных преобразований в национальной системе образования стала явная диспропорция в сторону роста популярности социально-экономических и снижение престижа инженерно-технических специальностей. В то время как для модернизации реального производственного потенциала национального хозяйства востребованы производственные профессии и специальности.

Участники конференции акцентировали внимание на том, что в российском государстве отсутствует внятная, последовательная образовательная идеология. Это проявляется в активно реализуемой политике вхождения в Болонский процесс и ориентации на принципы англо-саксонской образовательной доктрины (Ашенова Т.М.). Участники конференции проанализировали духовно-нравственный потенциал культуры в области образования молодого поколения (Агальцев А. М.); перспективы интеграции бизнеса и образования (Суржикова Т. Б., Коновалова О. Н.) проблемы формирования инновационной модели подготовки кадров для железнодорожного транспорта (Пелипенко Е. К.). Дан анализ возможностей использования информационных технологий в организации самостоятельной работы студентов (Базилевич С. В.). Авторы рассмотрели влияние на качество образовательного процесса внедрения в учебные программы информационных интегрированных решений (Симак Р. С., Левкин Г. Г., Вицинец Т. В., Матусов И. Е., Мартынова Л. В., Куликова В. Н., Галиева Р. М., Атаманенко А. А., Шевченко Е. С.).

Отмечено, что отсутствие эффективного управления процессами переходного периода на всех уровнях привело к депопуляции, коррупции и расслоению общества по доходам. Образовательные услуги выделились из процесса взаимодействия с системами науки, производства, культуры и СМИ. Вся деятельность власти направлена на борьбу со следствием (Романюк А. В.).

Большинство выступавших отметило, что процессы, разворачивающиеся в современной российской науке и национальной системе образования на всех ее уровнях, отражают глубокий духовно-нравственный кризис общества.

Рекомендации.

3.1. Социальное государство обязано открыть лифты социальной мобильности, особенно для привлечения в науку и образование молодежи. Нужно снимать финансовые барьеры учебных и научных коммуникаций, которые продуцируют типы местной науки и местных же «разборок». Также необходимы именно государственного уровня технологии, способствующие вовлечению в реальное производство, науку и образование людей, обладающих не «ложными», а действительными способностями.

3.2. Инстинкт самосохранения нации требует сегодня внятных оценок, идей и теперь уже идеологической определенности и главное - дел, которых граждане ждут от своего социального государства. Продуцировать это может только подлинная и социально ответственная наука, а дискурсивную стратегию в этом плане можно определить как государственный инструментарий собирания, сплачивания, солидаризации всех отраслей науки на основе приоритетов общего дела даже в ущерб личным амбициям.

3.3. Существующая модель образования неадекватна потребностям национального хозяйства и задачам развития страны. Реформируя систему образования важно сохранить и развивать лучшее, что было создано на предыдущих культурно-исторических этапах развития России, включая дореволюционный и советский периоды. Необходим возврат к идеалу учащегося народа, имевшему законодательное закрепление в советский период, достижения которого в сфере науки и образования неумолимы.

3.4 Сегодня наблюдается религиозный ренессанс в России. Очевидно, что одна из его причин в социально-психологическом утомлении нации и сомнительных надеждах гражданина РФ на защиту от беззакония и несправедливостей со стороны государства. Стратегическим дискурсом является обсуждение и солидарные действия «двух ветвей власти»: духовной в лице церкви и светской в лице социального государства. Нравственное оздоровление нации необходимо на всех иерархических ступенях общества и во всех социальных статусах граждан. Нужны социальные технологии реального наполнения социальной жизни нравственными поведенческими стандартами, сложившимися за тысячелетия мировой истории и, в частности, истории России. Труд и способности, а также личная нравственная чистоплотность – вот качества, которые должны быть востребованы государством, назвавшим себя социальным, т. е. работающим во благо всего общества.

Проблема 4.

Анализируя социально-экономические реформы в России, которые с начала 90-х годов носят перманентный характер, участники конференции отметили, что в наибольшей степени трансформировались социально-трудовые отношения, правовой характер которых определяется Основным Законом РФ. В ходе обсуждения правовой и социальной защиты труда было отмечено, что анализ состояния и динамики социально-трудовых отношений – это социальная диагностика курса, основных направлений и тенденций развития всей страны, позволяющая вносить коррективы в социальные управленческие технологии для обеспечения национальной безопасности, жизнедеятельности, физического и нравственного здоровья народа России.

На конференции высказана озабоченность состоянием трудового и демографического потенциала страны (Рубан Ю. В., Исаенко Н. Н., Лукаш А.В.). Было отмечено, что низкая трудовая мотивация отягчается негативными демографическими процессами, критические последствия которых ожидаемы в ближайшей перспективе. На секции «Социальное государство и социально-трудовые отношения» были обозначены объективно востребованные обществом вопросы: 1) правовые формы защиты от технологий захвата предприятий в современной России (Севостьянова Е. В.); 2) перспективы реализации инновационного потенциала экономики РФ (Поротикова А. В.); 3) возможности развития организационной культуры предприятия посредством функционирования системы менеджмента качества (Исмагилов Р.М., Фомина Т.В.); 4) проблемы эффективности введения института стратегического планирования (Морозов И. В.); 5) необходимость формирования здоровой предпринимательской среды, имеющей духовно-нравственную основу (Семенова В. В.).

Рекомендации.

4.1. Для эффективного проведения в жизнь заявленной властью стратегии Развития России необходимо, чтобы Основной Закон и Концепция национальной безопасности РФ придали приоритетный социальный статус сфере производительного труда.

4.2 Реализация национальной безопасности России в социально-трудовой сфере должна восприниматься ни как единовременные акты реагирования на производственные катастрофы, а как непрерывное, контролируемое и управляемое государством развитие социального потенциала общества, посредством защиты интересов той части нации, которая занята в производительных отраслях труда.

4.3 Государство, где культивируется тип человека, в жизни которого труд не имеет социальной и культурной ценности обрекает себя на серьёзные кадровые проблемы в ключевых отраслях экономики и ставит под угрозу будущее страны. Несмотря на улучшение экономической базы некоторых промышленных предприятий России в последние годы, притока кадров необходимых для решения стратегических задач не произошло. Это свидетельствует, во-первых о сдвигах в системе ценностей, во-вторых, о том что и решать вопросы труда исключительно экономическими методами недостаточно: люди не хотят заниматься промышленным трудом, предпочитая ему разнообразные виды деятельности, посредством которых сохраняют «свободу от труда» и реализуют себя согласно требованиям потребительского общества. Государству необходимо средствами культуры транслировать в общество культ человека-труженника и созидательную роль труда. Культура является действенным средством против различного рода асоциальных явлений - наркомании, пьянства, тунеядства и преступных деяний. Идеал человека-труженника имманентен русской культуре.

4.4 Государство обязано исправлять накопившиеся за годы реформ дефекты нормативно-правовой базы в оценке труда граждан РФ, занятых в национальной системе экономики, так как сохранение характерного для страны феномена трудовой бедности и глубокой дифференциации в оплате труда - это объективные факторы сохранения социальной напряженности в обществе и низкой трудовой мотивации.

4.5 Участники конференции единогласно поддерживают инициативу ряда общественных и политических организаций России о присвоении звания «Город Трудовой Славы» городам страны, трудовые подвиги которых внесли неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Учитывая роль и значение города Омска в укреплении тыла и обороноспособности страны в годы войны, участники конференции обращаются с просьбой к руководству омской области поддержать инициативу по присвоению городу Омску звания «Город Трудовой Славы».

4.6 Учитывая предельную научно-теоретическую и практическую актуальность представленной темы конференции, рекомендовать оргкомитету более активно привлекать для дальнейшего ее обсуждения студентов и аспирантов российских высших учебных заведений как гуманитарных, так и инженерно-технических специальностей.

Оргкомитет

 

Назад На главную